54.159.44.54

Когнитивная нагрузка или как сделать сайт простым


06.10.2017

Итак, всем нам известно, что если вокруг много шума, то нам тяжело что-то сделать, достичь нашей цели. Нам мешают как внешние, так и, куда хуже, внутренние раздражители.

Так вот и с сайтом такие же проблемы.

 

Ответьте на один вопрос: легко ли вам воспринимать информацию, когда вокруг происходит какой-то хаос, всё шумит, отвлекает, мерцает? — Конечно же нет! Ну или почти нет.

 

Так вот с сайтом у вас могут быть такие же проблемы при взаимодействии. Если говорить на языке терминов, все вышесказанное называется — когнитивной нагрузкой.

Когнитивная нагрузка — это количество операций, необходимых мозгу для осознания и понимания объекта, с которым взаимодействует человек. Это значит, что чем меньше мозгу понадобится логических связей, необходимых для нахождения и взаимодействия с объектом, тем легче человек воспримет объект.

 

Окей. Терминологию поняли, вроде легко. “Но что же тогда нужно делать для того, чтобы снизить эту когнитивную нагрузку?” — Спросите вы! Ниже я приведу несколько важных правил, которые помогут вам.

 

  1. Поменьше полей в формах.
    Мы ленивые! Это правда. Такова наша природа. Мы стараемся всеми силами избегать трудоемких заданий. А еще мы зачастую спешим, особенно в интернете. И, уж точно, не хотим заполнять большое количество полей формы. Поэтому не надо создавать море полей.
    С каждой строчкой повышается риск, что человек перестанет заполнять и выйдет.  Выберите те 3 или 4 строчки, без которых не обойтись на вашем сайте!
  2. Визуальный шум.
    Ох, какая это больная тема! Особенно, когда хочется напихать на сайт кучу всего, да еще и на главную страницу, а еще на первый блок, чтобы было видно без скроллинга все и сразу, а еще и с стилевыми эффектами. Не надо!

    Пользователь, заходя на сайт, должен видеть четкую смысловую последовательность. Без труда ответит на такие вопросы:
    — Что это за сайт?
    — Что он предлагает?
    — Что я могу получить от этого сайта?

    Легко ориентироваться по сайту, как у себя дома,  уметь отличать важную информацию от второстепенной. И, самое главное, это должно происходить еще до анализа самого контента. Поэтому это и называется визуальная подача контента.
  3. Паттерны — наша волшебная палочка.
    Ведь всем нам известны такие иконки, как      — это отличный пример уже привычных нам паттернов. Они не заставляют нас задуматься “а что если?”.  Поэтому с особой осторожностью вносите новые иконки на ваш сайт. Не все иконки так очевидны для пользователя, как для вас самих. Подписывайте, чтобы пользователь мог запомнить значение этой иконки.
  4. Ясность во всем
    Стоит, наверное, об этом поговорить в отдельном пункте.
    Если это кнопка, то это кнопка со своими стилями; если это ссылка, то это ссылка со своими стилями; если это аккордеон, то это аккордеон со своими стилями и вспомогательными иконками; если это слайдер, …  ну вы, наверное, меня уже поняли) .
    Что я этим хочу сказать? Давайте людям точное понимание того, с чем они работают и что сейчас должно произойти. Неожиданностей быть не должно!
Сергей Старостенко Сергей Старостенко UX/UI Designer

В UX/UI Design с 2012 года. В компании Raskrutka c 2017.


"Делайте с душой"